Традиции или распутство?

Қоғам

«Товарищи женщины! Революция освободила вас! У вас нет теперь хозяина, нет господина. И называйте меня просто товарищ Сухов. Забудьте вы к чертям свое проклятое прошлое. Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг».

Это цитата из знаменитого советского фильма «Белое солнце пустыни», и она актуальна даже сейчас. В этом кинофильме разбойник Абдулла, оставив своих девять жён, бросился в бега. Безвольные женщины поступили в распоряжение красноармейца Сухова.  Тот поступил так, как и следует настоящему мужчине – рискуя своей жизнью, доставил их в безопасное место в целости и сохранности.

«Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет вас кормить и защищать. Он хороший человек».

Сколько мудростей в этих словах – «кормить и защищать», а также в акценте на том, что «он хороший человек».

В последнее время я замечаю тенденцию многоженства в казахстанском обществе. Ссылаясь на традиции казахского народа, мужчины практикуют многоженство. Соответствует ли это в действительности традициям или это просто распутство в современных реалиях? Обычно при слове «многоженство» представляются арабские гаремы. А вот то, что у казахов также принято многоженство, даже удивляет. Вернее, много жен в казахских семьях было много веков назад, а потом здесь как-то прижилось двоеженство.

Тюркские женщины всегда оставались в роду мужа. Если женщина овдовела, то его брат мог взять её как «токал». Мог жениться на ней, чтобы она в родовой системе бывшего мужа осталась, и не потерялось его потомство. Да и куда могла пойти овдовевшая женщина с детьми в бескрайней степи?

В современном обществе многоженство – дикость. Хотя некоторые казахи прикрывают свое распутство традициями. И пытаются завести вторую жену и даже привести ее в дом, где живет первая. А чаще всего «токал» становятся просто любовницами, и мужчины убеждают женщин, что так правильно, что это традиции их предков. Но современный закон этого не одобряет, и младшая жена уже не может стать законной.

Женщина стала как трофей, товар. И женитьба на молодой девушке поднимает статус мужчины, словно он альфа-самец. Мотивация такова: доказать людям, что ты – достойный человек, что у тебя есть ещё “порох”, деньги и влияние, а женщины на это соглашаются ради хорошей и обеспеченной жизни. В современном Казахстане есть много случаев, когда «токал» рожала мужчине наследника, и ей дарили квартиру или как-то обеспечивали.

К сожалению, мы видим, что слова товарища Сухова не сбылись. Женщины не хотят трудиться и не брезгуют чужими мужчинами. А мужчины, пользуясь своим положением, стараются якобы следовать традициям предков. Кто здесь прав, кто виноват – рассудит время. И кажется, что это проблема не только казахов, но и всего современного мира. Мы не вправе осуждать их, но хотелось бы, чтобы современные мужчины были верны чести и достоинству настоящих казахских батыров.

Балжан АБДРАХМАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *